Баланс разнообразия сэмплов и плагинов

Практически все современные музыканты используют сэмплерные библиотеки. Это удобно: несколько программ заменяют целую рэковую стойку студийной аппаратуры — тысячи звуков, сотни плагинов и эффектов. Невероятное количество возможностей вскружит голову кому угодно!

Баланс разнообразия сэмплов и плагинов

Я могу нажать только одну клавишу, и целый мир фантастических звуков льётся из моих мониторов. И каждый раз я думаю: «Вот это да! Вот с этой библиотекой я сейчас развернусь...» Я могу часами сидеть и возиться с Roland, Akai, Kontact или Absynth. Можно годами зависать с одними и теми же синтезаторами, крутить ручки, выводить фэйдеры и постоянно открывать для себя что-то новое! А можно годами сидеть с одной единственной гитаркой, перебирать себе струны и точно также постоянно находить что-то новое.

Был в моей жизни случай. Один мой знакомый, весьма состоятельный товарищ, решил построить себе студию звукозаписи. Дело не в том, что у него было много денег, хотя, отчасти, и в этом тоже. У него был и талант, он был действительно хороший музыкант и одновременно успешный предприниматель. Но в оборудовании он разбирался посредственно. Т.е. он понимал, для чего нужен пульт, а для чего приборы обработки, знал, что и как работает, но сам он имел дело с аппаратурой мало и поверхностно. Его призвание было не в том, чтобы ручки крутить и коммутацию подключать, а в том, чтобы мелодию придумать и текст песни сочинить. Каждый занимается своим делом. И чтобы собрать и запустить студию, он пригласил спецов из Москвы, благо, круг знакомств был соответствующий.

Студию монтировали в помещении примерно на 35-40 кв.м. Смутно припоминаю, что там было: пульт Soundcraft на несколько десятков каналов, у этого пульта фэйдеры были с моторчиками, их можно было запрограммировать и они потом при сведении сами ездили туда-обратно. Студийные мониторы не помню какие, синтезаторы Kurzveil, Korg Trinity, плюс еще штук 7-8 студийных синтезаторов в рэковой стойке, но дело не в этом. И даже не в том, что студию монтировали около 2-х месяцев, по всей науке и по всем правилам. Пульт Soundcraft простоял совсем недолго, на нём даже не успели свести ни одного трека, как поменяли его на два пульта Yamaha, размерами поменьше, зато посовременней. После того, как смонтировали студию, звукорежиссёр сел за пульт и стал её изучать — всё новое, ультрасовременное — надо понять, что и как работает.

Я периодически наведывался в студию, поболтать о том о сём, посмотреть, как идёт монтаж, когда её наконец-то запустят и всё такое. Примечательно то, что каждый раз, когда я приходил, на меня обрушивалась лавина новой информации — какие сэмплеры и как работают, какие там звуки, каковы возможности секвенсора, как можно сквантовать партию вокала, записанную с микрофона, как круто можно обрезать шипящие согласные при обработке вокала и т.д. и т.п.

Всё это было замечательно, но непонятно было одно — когда же наконец начнётся запись музыки? Вся эта отстройка, всё это изучение тянулись просто неимоверно долго, и постепенно мне становилось ясно — смысл студии не в том, чтобы писать музыку, а в том, чтобы изучать и открывать всё новые и новые возможности! Не успели освоить одну библиотеку сэмплов, как пришла другая, не успели разобраться с одним прибором обработки, как его сменили на новый, ещё круче, а предыдущий и полгода не успел проработать!

Конечно, в итоге студия заработала, и начала наконец-то производство музыкальных альбомов, но весь опыт наблюдения привёл меня к простому выводу: вместо того, чтобы сидеть и тратить массу времени на изучение тысяч возможностей, гораздо эффективнее сосредоточиться на их ограниченном количестве и изучить досконально. Нет смысла бесконечно менять пульты, синтезаторы и приборы обработки. Слушатель об этом никогда не узнает, а даже если и узнает, вряд ли поймёт. Мало кто сумеет оценить сведения, что гитару записывали через ламповый комбик Marshall, а при записи вокала был использован микрофон Nude.

То же самое касается секвенсоров. Бесконечные споры о том, в чём сводить музыку: в Cubase или в Logic, да какие плагины чего там делают, всё это отнимает львиную долю времени и энергии от создания и записи музыки как таковой. По большому счёту, какая разница, где музыкант сводил альбом — в Logic или в Cubase? Если у человека с головой и с руками всё в порядке, он вам запишет альбом и на магнитофоне «Романтик» (специально утрирую) и на рабочей станции Ensoniq. Всё это только инструменты. Никакой жизни не хватит, чтобы освоить их все.

Даже если у вас Cubase 5 образца 2009 года, а для мастеринга фонограмм вы используете всё ещё Wavelab 6.0 — это ещё ничего не значит. Конечно, изучать современные возможности — надо и знать, что происходит в мире звукозаписи — важно! Но у всего есть разумные границы. Вместо того, чтобы забивать винчестер тысячами плагинов, половину которых вы даже не успеете запустить и настроить, оставьте главное, без чего ваша музыка будет немыслима, но именно то, что вы будете знать досконально и использовать на полную катушку.

Главное внимание — на звук в мониторах! Если это именно то, что вы искали, так ли это важно, с каким плагином и секвенсором вы достигли нужного результата?

Автор:
Антон Пляскин
Рубрика:
О музыке
Радио Виктори - ротация начинающих исполнителей
Копирование и перепечатка материалов допускаются только с указанием Автора и ссылки на сайт Victoree.ru